Рисунки из Нейросетей

четверг, 23 декабря 2010 г.

Преподавание черчения в дореволюционной русской школе

 (Краткий исторический очерк)

§ 1. Горнозаводские школы XVIII века
Начало систематического обучения черчению в России отно­сится к XVIII веку. К этому времени были сделаны лишь первые шаги в области создания определенной системы графических знаний и практических навыков, необходимых узкому кругу ис­полнителей чертежей. Что касается теории изображений, то к это­му времени был разработан лишь раздел построения перспекти­вы, использовавшийся в основном художниками. Теоретические основы прямоугольного проектирования еще не были определены.
Развитие русской промышленности и строительства в эти годы было связано с деятельностью технически грамотных людей, талантливых выходцев из народа, строителей и механиков. Ими и были заложены основы графической грамоты, обслуживавшей на протяжении многих лет развивавшуюся русскую технику. Не являясь еще самостоятельной и законченной областью знаний, разработанная русскими умельцами сумма практиче­ских приемов построения чертежей удовлетворяла потребностям того времени и во многом предвосхитила некоторые элементы теории Гаспара Монжа, создание которой относится лишь к са­мому концу XVIII столетия.
Параллельно с этим процессом и независимо от него шло раз­витие математических наук, для нужд которых (особенно в об­ласти геометрии) требовалась разработка наиболее целесооб­разных приемов построения чертежей, выяснение основных принципов выполнения изображений геометрических тел и их сочетаний в реальных предметах, изображений, которые были бы понятны, наглядны и одновременно удобоизмеримы.
Развитие производительных сил в России требовало разре­шения многих назревших задач, в том числе и в области просве­щения.
В Петровскую эпоху, когда были заложены основы государ­ственной системы школьного образования, были предприняты, первый шаги в области обучения черчению.
Горнозаводские школы, организованные на Урале, относятся к числу учебных заведений, возникших в связи с реформами Петра I. Богатые природные ресурсы Урала и Сибири создали благоприятные условия для развития производства. Для подго­товки технически грамотных людей здесь был создан ряд горно­заводских школ, первая из которых организована в 1721 г. в Екатеринбурге. Школы петровского времени не были только узкоприкладными: общеобразовательные учебные дисциплины занимали в них также большое место.
В возрасте 11—13 лет ученики горнозаводских школ начина­ли изучать геометрию, выполняя одновременно и относившиеся к данному предмету чертежи. Геометрией, и только ею, занима­лись ежедневно по 4 часа. Лишь по окончании освоения этого предмета переходили к изучению следующего.
Только с 1736 г. в ряде школ (а затем и во всех) перешли к параллельному изучению нескольких дисциплин.
Геометрия изучалась без доказательств. Все сообщенное учи­телем принималось за несомненную истину, которая не нужда­лась в доказательстве, а требовала лишь запоминания. Оно до­стигалось зубрежкой и перечерчиванием чертежей.
Инструкция предусматривала выдачу ученикам для заyятий по геометрии казенных инструментов и по 12 листов писчей бу­маги. Этой нормой определялось количество чертежных работ в курсе геометрии. Учащиеся вычерчивали прямые линии, углы, треугольники, окружности, правильные многоугольники, применяя при этом линейный и поперечный  масштабы.
Следует заметить, что далеко не всегда школы были обеспе­чены чертежными инструментами и материалом, предусмотренными уставом. Так, в направленном в Берг-коллегию донесении де-Генника (один из организаторов горнозаводских школ) говорилось:
 «Дошли до геометрии, но, не имея инструментов, принуж­дены оное оставить».              
После прохождения геометрии изучалось «знаменование», т. е. методы изображений объемных тел путем графических по­строении или на глаз. При изучении «знаменования» никаких теоретических обоснований построениям не давалось. В качест­ве примера приводим способы построения изображений октаэд­ра «чертежом» (фиг. 7) и по «перспективе» (фиг. 8)1 .

 










                                    
               Фиг. 7. чертеж октаэдра.              Фиг. 8. Перспектива октаэдра.                       

 1 «Геометрия, словенски землемерия», или «приемы циркуля и линейки или избраннейшое начало во Математических искусствах, ниже возможно легким и новым способом вскоре доступити землемериа и иных из онаго про­исходящих искусств», М., 1709, стр. 246—247.

ПРЕДЛОГ
Како октаэдрум начертити.
Прием.
Раздели написаной циркуль (окружность.— Ред.) на четы­ре равныя доли                АВ, СD
Начерти между обоих диаметров                                                                                     DВ, АС
Прямые линеи, и такс зделан есть ОКТАЭДРУМ.
Возможно оное лутче изобразить, по перспективе, ежели разделится
полудиаметра                                                                                                                                ЕВ
На три равныя доли
По том едина такая треть из точки                                                                                   ЕF
Посторонь линеи                                                                                                                ЕA
Поставится якоже в точке                                                                                                F
По том из четырех точек                                                                                                   D, С, В, А
Прямыя линеи протянутся в тоеже точку                                                                        А.

Рисунки заштриховывали для придания им большей нагляд­ности.
Полученные знания и навыки применяли при выполнении чертежей практического характера, необходимых для нужд про­изводства. С этой целью учащиеся вычерчивали отдельные де­тали машин и заводских установок, планы цехов, «прошпекты» рудников и «ландкарты», т. е. изображения местности, на кото­рой располагался завод с планировкой его объектов.
В наказе для школ говорилось: «Учителям следует показать ученикам, как принадлежащие к тому (ремеслу.— Ред.) черте­жи начертить: старые смеривать и счерчивать, и вновь что по­требно прибавливать и убавливать».
Приведенный на фигуре 8 чертеж представляет «деталь чу­гунных припасов». К чертежу давали описание с указанием глав­ных размеров и веса. Размеров на чертежах не ставили. Их опре­деляли по линейному или поперечному масштабу, выполняемо­му на листе. Некоторые размеры могли быть взяты из описания.
Для копирования чертежей нередко пользовались полиро­ванным стеклом, вделанным в ящик.
Черчение считалось важным учебным предметом в горноза­водских школах, так как «механикам, художникам и ремесленникам без приемов меры художествия невозможно есть, чтобы самое малейшее зделати могли»1.
После изучения  геометрии учащихся направляли на завод. К каждому мастеру прикрепля­ли по два ученика для обучения ремеслу и для ознакомления уча­щихся с выполнением производ­ственных чертежей. В обязанность доменного мастера входило обу­чение учащихся «ко всему домен­ному обхождению и строению пе­чей... также и  чертежам тех домен… дабы они (ученики.— Ред.) могли сами собою домны строить и показные чертежи делать»2.

1 «Геометрия, словенски землемерия...», М., 1709, стр. 8.
2 В. Шишонко, Материалы для описания развития образования в Пермской губернии, Екатеринбург, -1879, стр. 54—55.

Учащихся, проявлявших склонность к черчению, впослед­ствии направляли в «Знамено­ванную школу», где технике вы­полнения чертежей и приемам построения обучали в более ши­роком объеме. После окончания такой школы ученика оставляли на производстве в качестве «зна­менщика» или механика, деятельность которых была связана с чертежами.
Из сказанного можно сделать вывод о продуманной поста­новке дела в горнозаводских школах, о стремлении к связи обу­чения с производством для приобретения прочных знаний в об­ласти построения технических чертежей. Из выпускников этих училищ выходили квалифицированные, знающие свое дело лица, которым русская техника и промышленность обязаны многим.  Так, в одной из таких школ учился сын солдата Екатерин­бургской роты Ползунов И. И., впоследствии ставший известным русским механиком и изобретателем. Горнозаводскую школу окончил и Фролов К. Д., ставший знаменитым строителем круп­ных для того времени гидротехнических сооружений на Змеиногорскам руднике, и др.       
По свидетельству многих историков, русские горнозаводские школы на протяжении XVIII века славились своими выпускниками как «самыми дельными в то время людьми для горной службы».
Совершенно иной характер имело обучение черчению в гим­назиях XIX и XX веков.




Фиг. 9. Чертеж «детали чугунных припасов».
§ 2. Гимназии XVIII века
В 1725 г. было открыто первое научно-исследовательское учреждение в России — Санкт-Петербургская Академия наук. Для подготовки кадров русских ученых устав академии преду­сматривал организацию при ней университета и гимназии. Ака­демическая гимназия была открыта одновременно с академией. В 1755 г. был учрежден Московский университет и гимназия при нем, а в 1758 г.- Казанская гимназия, находившаяся в ведении' этого же университета.
Гимназии были разделены по сословному принципу на дво­рянские и разночинские. Это были только мужские учебные за­ведения.
Долгое время, в связи с засильем в академии иностранных ученых, противодействовавших росту просвещения в России, гимназии влачили жалкое существование. Занятия проводились вне всякой системы и плана. М. В. Ломоносову и его последо­вателям пришлось вести ожесточенную борьбу за улучшение постановки учебного дела.
Черчение в гимназиях изучали в «классе Геометрия»2 и при­меняли знания на занятиях военной архитектуры (фортифика­ции) и географии.
Приемный возраст в Санкт-Петербургскую гимназию не был установлен: к изучению геометрии, а, следовательно, и черчения, могли приступить одновременно и мальчик 12 лет, и молодой человек 20 лет и старше. В Московской и Казанской гимназиях к изучению геометрии приступали в возрасте 11—12 лет. Про­должительность обучения не была установлена.
В каждом классе были выделены из наиболее прилежных и успевавших воспитанников «авдиторы». На их обязанности ле­жало до начала занятий с преподавателем спрашивать уроки у вверенных им товарищей и ставить оценку в особых своих малых списках, «ногатах». Авдиторы также объясняли и задава­ли уроки новичкам и отстававшим ученикам, которые по разным причинам не могли с большинством товарищей следовать за общим преподаванием предмета.
По приходе в класс учитель, прежде всего, справлялся у авдиторов об отсутствующих и об успехах каждого, отмечая эти све­дения в своих больших нотатах. Затем следовал опрос заданного урока. Сначала по не­му отвечали авдиторы, по­казывая и свои чертежи. Лишь после этого препо­даватель вызывал для опроса других учеников.

1 «Рассказы о русском первенстве», изд. «Молодая гвардия», М., 1950, стр. 138.          
2 Под словом «класс» подразумевалась «наука». - Ред.

В большинстве  случаев опросу подвергались не­которые из тех, кого авдитор отмечал как «средственный» или «не знав­ший» урока.
После опроса  шло объяснение нового. Оно являлось пересказом параграфов учебника. Попутно на классной доске выполнялись соответствующие чертежи.
В конце занятия преподаватель задавал общий урок на дом.
По геометрии сначала был принят учебник Крафта1. В дальнейшем по геометрии и военной архитектуре употребля­ли учебники Вейдлера2, а затем Аничкова 3.
«Геометрия» Вейдлера содержала три главы:
1-я—«Евтиметрия или о измерении линей».
2-я— «Епипедиметрия или о измерении поверхностей».
3-я—«Стереометрия или о измерении толстоты».
При изучении первой главы учеников знакомили с чертеж­ными инструментами и с их употреблением. Также знакомили с инструментами, употреблявшимися при измерениях на поверхности земли.
При изучения «Епипедиметрии» учащиеся вычерчивали плос­кие фигуры.     
При изучении «Стереометрии» — чертили развертки, из кото­рых изготовляли, модели многогранников.





Фиг. 10. План оборонного укрепления.

«Геометрия» Вейдлера, а также Аничкова, в сравнении с учебником для горнозаводских школ, была несомненно шагом вперед. Учебный материал здесь излагался систематично и по­следовательно, теоремы сопровождались доказательствами, ре­шения геометрических задач на построение теоретически обосно­вывались.
Полученные при изучении геометрии знания и навыки по чер­чению использовались учащимися в курсе военной архитектуры, главным образом при вычерчивании планов оборонных укрепле­ний. На фигуре 101 приводится чертеж одного звена плана обо­ронного укрепления.

1См.: Г. В; Крафт, Краткое руководство к теоретической геометрии, Спб., 1748.
2 См.: И. Ф. Вейдлер, Геометрия теоретическая и практическая, М., 1765;
И. Ф. Вейдлер. Военная архитектура, или фортификация, М., 1766.
3 См.: Д. А. Аничков, Теоретическая и практическая геометрия, М., 1780.

Хорошую практику в черчении представляло выполнение ландкарт на занятиях по географии. Для этой работы применял­ся так называемый «хартинный» циркуль, (треножный). Обводка контуров карт выполнялась при помощи вороньих перьев.
«Коли кто намерен иметь чистые тонкие линеи: то вороновы перья, которые, для их твердости и жесткости, весьма тонко очи­нить можно, к сему не мало способствуют»2.
Метод проекций к тому времени еще не был разработан, однако практические приемы построения планов и географи­ческих карт с соблюдением масштабов входили в круг знаний учащихся.
В качестве методического руководства для учителей гимна­зий было издано специальное пособие под названием «Способ учения»3. Здесь высказаны не только принципиально важные со­ображения о значении математики, но и давались дидактически обоснованные рекомендации, направленные на развитие само­стоятельного мышления учеников.
Руководствуясь такими указаниями, прогрессивные препода­ватели стремились к тому, чтобы учащиеся умели обосновывать построения чертежей на знании геометрии. Однако значительная часть преподавателей придерживалась старого метода, основан­ного на механическом заучивании и копировании готовых чер­тежей.
Если в Петербургской и Московской гимназиях благодаря просветительной деятельности М. В. Ломоносова и его последо­вателей-математиков (Д. А. Аничкова, С. К. Котельникова и др.) преподавание геометрии было поставлено сравнительно хорошо, то в Казанской гимназии дело обстояло значительно хуже. Поэт Державин, учившийся в Казанской гимназии того времени, свидетельствовал, что их учили языкам без граммати­ки, математике без доказательств; чертежи делали механическими приемами, вызубривая способы построений или просто копи­руя чертеж, выполненный преподавателем на классной доске.

1 См.: И." Ф. Вейд ер. Военная архитектура, или фортификация, М„ 1766, таблица.
2 Д. А. Аничков, Теоретическая и практическая геометрия, М., 1780, стр. 40.                     
3 «Университет. Гимнази)», «Способ учения», М., 1771.

§ 3. Главные народные училища
В 1786 г. была установлена общегосударственная система народного образования. В частности, были утверждены главные народные училища. Большинство горнозаводских школ было реорганизовано в главные народные училища. Они предназна­чались преимущественно для обучения детей мещан, разночин­цев и других низших сословий. По содержанию обучения глав­ные народные училища были реальной школой.
В училища принимали как мальчиков, так и девочек.
Училища были четырехклассные. Последний класс — двух­годичный.
В организацию обучения вошла классно-урочная система.
Черчению обучали на уроках геометрии, которую проходили на первом году обучения в IV классе. Ученикам к тому времени исполнялось 13-14 лет. Вычерчиванием занимались и на уро­ках гражданской, архитектуры (во втором полугодии 2-го года обучения в IV классе). На обучение черчению в общей сложно­сти отводилось часов 60.
В  качестве обязательного учебника по геометрии было при­нято «Краткое руководство к геометрии», изданное специально для народных училищ. Занятия проводились исключительно по этой книге, так как устав предписывал: «Не употреблять иных книг, кроме в уставе сем назначенных».
Геометрию изучали с параллельным выполнением чертежей из курса. Учащиеся вычерчивали прямые линии, углы, дуги и окружности, треугольники, многоугольники, планы, строили раз­вертки (по тогдашней терминологии «сети») элементарных гео­метрических тел. По разверткам склеивали модели. По нагляд­ным изображениям, приведенным в книге, ученики чертили та­кие же изображения некоторых геометрических тел. Вычерчива­ли и в карандаше, и в туши.
При изучении свойств геометрических фигур и тел прибегали к наглядному показу; некоторые теоремы доказывали.
Теоретическое изучение геометрии закрепляли работами зем­лемерного характера. Эти работы тоже сопровождались выпол­нением чертежей. Так, например, снимали план участка, изме­ряли высоту дерева, определяли расстояние между двумя объ­ектами, расположенными на противоположных берегах реки, и т. д.
Для осуществления классно-урочной системы в методике пре­подавания было введено так называемое «совокупное наставле­ние», согласно которому работа учителя велась со всем классом, а не с каждым учеником в отдельности.
Были установлены и частные методики. Устав обязывал «обу­чать по правилам, предписанным в предисловии книг».
Согласно предисловию «Краткого руководства к геометрии», учитель должен был заставлять учеников прочитывать в книге соответствующий параграф. После этого учитель объяснял про­читанное. Ученики записывали объяснения в тетради. Если текст учебника требовал выполнения чертежа, то его выполняли. За­тем проводился опрос. Был введен так называемый «метод вопрошения», для того чтобы выявить, все ли понято и усвоено учениками. Учитель обязан был до тех пор заставлять учеников осваивать один и тот же параграф, пока большинство не поймет хорошо прочитанное и надлежащим образом не оформит чер­тежную работу.
В качестве обязательного учебника по гражданской архи­тектуре была принята книга Головина «Краткое руководство к гражданской архитектуре или зодчеству». При изучении раздела «О чертежах архитектурных и о строении здания» ученики выполняли чертежи—планы, фасады зданий и части архитектурных ордеров.
По поводу методики преподавания Головин в предисловии к своей книге писал:
«Учитель заставляет учеников читать оную (книгу.— Ред.) по параграфам, объясняя им наперед предметы и испы­тывая при каждом же параграфе, как они истолкованное поняли».
Если дело касалось какого-либо чертежа, который требова­лось не только разобрать, но и вычертить, то учитель выполнял чертеж на классной доске, пользуясь циркулем и линейкой. По­сле этого учитель вызывал к классной доске какого-либо учени­ка для повторного вычерчивания. Все ученики чертили тот же чертеж у себя на аспидных досках, а затем выполняли его на чертежной бумаге.
Несмотря на отсутствие в то время разработки метода проекций, следует отметить, что Головин правильно сформулировал основные особенности проектирования объекта на горизонталь­ную и вертикальную плоскости проекций, определил характер сокращений отрезка, расположенного под углом к плоскости проекций. Эти особенности Головин сформулировал в трех ос­новных положениях.
1) То, что лежит в горизонтальной плоскости, изображается на плане в натуральную величину или в масштабе.
2) То, что лежит в отвесной плоскости, изображается на плане прямой линией.
3) Наклонный отрезок прямой линии изображается на плане в сокращении: являясь гипотенузой прямоугольного треугольника, он изображается на плане горизонтальным ка­тетом.
Головин так истолковывал получение плана: «План есть изображение горизонтально разрезанного здания. В сем случае представляют себе, будто здание разрезано по середине горизон­тальной плоскостью и будто отнята, прочь отрезанная, часть, тогда план по уменьшенному масштабу изобразит вид перере­занных стен, простенков, окон, дверей, столбов и пр. Но при сем примечать надобно, что линии и точки, на одной отвесной плоскости находящиеся, взаимно себя покрывают. Отвесная плоскость кажется прямой линией. Наискось лежащие линии сокращаются, по-видимому, гипотенуза прямоугольного тре­угольника изобразится горизонтальным катетом»1.
Таким образом, как показывает учебник Головина, в школах России еще до появления труда Монжа началось преподавание черчения на проекционной основе. Теоретическое обоснование, приведенное в учебнике Головина, несомненно, служило осуще­ствлению одной из важных целей обучения черчению—разви­тию пространственных представлений учащихся.
Однако главные народные училища, даже те, которые были реорганизованы из горнозаводских школ, не имели никакой связи с производством. А потому обучение черчению не осуще­ствляло уже своей основной цели — научить составлять и читать технические чертежи, хотя главные народные училища являлись реальной школой.

§ 4. Гимназии XIX и начала XX века
В 1802 г. в России было утверждено министерство народного просвещения. По разработанному в 1804 г. уставу была опре­делена единая система образования, низшим звеном которой являлось годичное приходское училище, далее двухгодичное уездное училище, четырехгодичная гимназия и, наконец, универ­ситет.
Однако целый ряд мероприятий, проведенных в области про­свещения в последующие годы, не только укрепил сословные ограничения и поставил гимназии на рельсы «классицизма», но и по новому уставу учебных заведений 1828 г. разрушил пре­емственность между школами разных типов, установленную по уставу 1804 г.
Гимназии, предназначавшиеся в основном для дворян, стали семилетними.                       
В I класс принимали детей 10-летнего возраста.
В учебном плане первое место занимал закон божий, но были исключены естествознание, физика и технология. В число общеобразовательных предметов входили объединенные общей программой рисование и черчение, вести, которые должен был один и тот же учитель рисования.
Согласно учебной программе, во-первых, четырех классах гим­назий (и прогимназий) изучали «черчение с гравированных или фотографированных фигур и тел в геометрическом перспектив­ном виде; первые начала орнаментов; рисование «частей чело­веческого тела и полной фигуры человека с оригиналов и об­разцов».

1 Головин, Краткое руководство к гражданской архитектуре или зод­честву, Спб.. 1789.,

В последних трех классах над­лежало «дать учащимся основа­тельное понятие о вкусе и красо­те форм вообще и, в особенности о фигуре человека; научить чер­чению архитектурных частей; по­казать начала в перспективе ли­нейной, по крайней мере, практически, и, наконец, доставить уче­никам возможность срисовывать с гипсовых отливок главнейшие части человеческого тела, и, судя по успехам, способствовать рисо­ванию с натуры человека, ланд­шафтов, живописных фигур и проч., если пожелают и крас­ками».
Программа была рассчитана на 320 уроков (480 часов, т. е. продолжительность урока была полтора часа). На черчение в общей сложности отводилось ча­сов 90.
Основной целью обучения было дать учащимся навыки рисо­вания, главным образом путем копирования с образцов. На по­мощь неразвитому глазу и руке привлекались приемы построе­ния, свойственные курсу черчения; использовались циркуль и линейка. Таким образом, самостоятельные задачи курса черче­ния растворились в общей задаче получения рисунка.


Фиг. 11. Пример задания на построение.

На фигуре 11 показан пример задания на построение черте­жа с применением правил сопряжений. Он взят из французского учебника Франкера, принятого в I Санкт-Петербургской гимна­зии, где обучались дворянские дети 1.

1Francoeur I. B. Ensrignement du dessin lineare/ Paris, 1819 an.

С ликвидацией предметов, имевших специальное и приклад­ное значение, курс черчения терял свою основную цель: дать теоретическое обоснование и практические навыки построе­ния правильных и точных изображений для нужд техники. Ис­пользовались лишь частные средства построений, составляв­шие незначительную долю знаний, охватываемых предме­том.
Этот разрыв между целью и средствами черчения на многие годы вперед определил его неполноценное, подчиненное поло­жение в курсе средней школы старой России. Черчение попере­менно или одновременно выполняло роль «слуги двух господ» - геометрии или рисования.
Декларированный программой метод копирования с образ­цов в равной мере вредил изучению обоих предметов.
Лучшие учителя того времени не могли мириться с такой от­сталой методикой. Вышедший первым изданием в 1834 г. «Курс рисования» А. П. Сапожникова был построен на развитии на­выков рисования с натуры от руки и на глаз. К курсу А. П. Сапожникова были изготовлены геометрических форм модели, с которых ученики выполняли рисунки и практически изучали правила перспективы.
Основное направление и содержание программы по рисова­нию и черчению устава 1828 г. и методика преподавания этих учебных дисциплин сохранились до реорганизации гимназий в 1864 г. Но продолжительность обучения рисованию и черчению все время снижалась. Исключение было сделано для реальных отделений гимназий. Так, по положению 1839 т. в реальном отделении Московской 3-й гимназии на рисование и черчение отводилось 860 часов. Из них на черчение -170. В классиче­ском отделении той же гимназии только 290 часов (на черче­ние - 60).
С 1849 г. в гимназиях периода бифуркации и затем в гимна­зиях, работавших на основе положения 1852 г., на рисование и черчение отводилось уже 120 часов. Из них на черчение толь­ко 30.
Подводя итог опыта преподавания по программе 1828 г., министерство народного просвещения отмечало, что «обучение рисованию, черчению и чистописанию в наших учебных заведе­ниях не достигает цели и оказывается большей частью бесплод­ным как в практическом, так и в педагогическом отношении. Ученики, после многих лет занятий, не приобретают даже навы­ка отличать и изображать видимые предметы». И даже «реаль­ный курс третьей Московской гимназии не принес всей той пользы для нашей промышленности и торговой деятельности, которая от него ожидалась».
Причины этих результатов заключались в самой методике преподавания.
«Неудовлетворительные плоды от обучения рисованию, чер­чению и чистописанию следует приписать главным образом то­му, что преподавание их идет у нас большею частью механиче­ски, заключаясь в бессознательном копировании с оригиналов... и что большинство наших учителей, хотя между ними встре­чаются и хорошие художники, не знакомы... с разумною мето­дой преподавания», — отмечало министерство народного про­свещения.
В гимназиях, работавших на основе устава 1828 г., изуча­лись «Начальные понятия из начертательной геометрии». Этот курс считался одним из разделов математики, назначение кото­рой видели лишь в развитии формального логического мышле­ния. Изучали начертательную геометрию в начале первого по­лугодия VI класса, после прохождения стереометрии, на что отводилось примерно 30 часов. Возраст учащихся к этому вре­мени был 15-летний. В гимназиях, где обучали греческому язы­ку, начертательной геометрии не было.
Пособием служил курс Ж. Н. Беллавеня1. Изучаемая глава этого курса касалась построения проекций точек, прямых линий и плоскостей.
Учитель, объясняя теорию, выполнял чертежи на классной доске. Гимназисты делали те же чертежи в своих тетрадях, пас­сивно воспринимая учебный материал. Часть чертежей затем подлежала вычерчиванию на отдельных листах. Самостоятель­но гимназисты упражнений не решали. Абстрактный материал курса не вызывал у них интереса к предмету.
Обучение начертательной геометрии в таком плане положи­тельных результатов не приносило. И в 1845 г. преподавание ее было отменено.

1 См.: - Ж. Н. Беллавень, Курс математики, ч. 2. Геометрия, начер­тательная геометрия, плоская и сферическая тригонометрия, нивелирование и правила съемки планов. Отдел «Начертательная геометрия», гл. I, «Главные основания и задачи», М., 1819.

В системе народного образования в 60-х годах прошлого сто­летия остро стоял вопрос о содержании образования, т. е. о том, какая гимназия более необходима для развития юношества — классическая или реальная. В 1864 г. был утвержден новый школьный устав. Согласно этому уставу вводились классические гимназии, дававшие право поступления в университет и в любое высшее учебное заведение, и реальные гимназии, которые давали право поступления только в высшие технические учили­ща. Первые гимназии преимущественно предназначались для привилегированного сословия, последние - для разночинцев.
Было изменено и содержание обучения рисованию и черчению.
Содержание курса черчения для классических гимназий включало черчение линий и различных геометрических фигур, с делением их на части, составление орнаментов. Предусматривалось рисование геометрических тел с натуры с соблюдением основных правил перспективы и освещения и ознакомление с тушев­кой, а также рисование с оригиналов и гипсовых изделий, пред­ставляющих легкие орнаменты, и т. д.
В реальных гимназиях по сравнению с классическими усили­валось только рисование, а не черчение. Последнее было не­сколько расширено приложением геометрических построений к выполнению архитектурных украшений.
Судя по содержанию программы, изучение черчения осущест­влялось только в первом классе. На рисование и черчение в этом классе отводилось 120 часов. Из них на черчение—30 (продол­жительность урока было час с четвертью).
Однако, используя служебную роль черчения для рисования, и в некоторых других классах прибегали к вычерчиванию, прежде чем выполнять рисунок. Поэтому можно считать, что в общей сложности на черчение отводилось около 140 часов.
Считалось, что черчение развивает глазомер, нужный для рисования. В черчении изучают геометрические построения, зна­ние которых необходимо для рисования. Отсюда черчение яв­лялось первым этапом для успешного обучения рисованию. Исходя из этого, сперва учили чертить, а затем постепенно переходили от чертежей, выполняемых инструментами, к ри­сункам, выполняемым вначале тоже инструментами, а потом и без них.
Против такого подчиненного значения черчения возражали прогрессивные представители науки. Так, М. Н. Герсеванов, ди­ректор Петербургского института инженеров путей сообщения, говорил: «Следует совершенно отделить черчение, как предмет особой специальности, от рисования»1.
Крупный специалист по черчению, профессор Петербургского технологического института Н. И. Макаров тоже возражал про­тив поглощения черчения курсом рисования: «Обучение... черче­нию... может быть введено независимо от рисования; за черче­нием следует сохранить его своеобразный характер»2. Эта же мысль была высказана им через год в другой статье3.
В 1871 г. проходило обсуждение нового устава гимназий, представленного министром народного просвещения, известным реакционером Д. А. Толстым. По новому уставу господствующее место в гимназии занимали древние языки (латинский и грече­ский). Предметы реального направления были резко сокраще­ны, в том числе и курс черчения. (Этот устав существовал до 1918 г.) По новому уставу рисование (а следовательно, и чер­чение) отнесли к необязательному предмету. Уроки проводили только для желающих после окончания занятий. На эти занятия отводилось 45 часов, из них на черчение примерно 10 (в III и IV классах). При этом рассматривали лишь черчение линий, углов, фигур и условных топографических знаков с их рас­краской.
В дальнейшем черчение из гимназий было полностью исклю­чено.

1 М. Н. Герсеванов, Рисование как общеобразовательный предмет, Спб., 1890, стр. 6.
2 Н. И. Макаров. Заметки о преподавании черчения вообще, журн. «Министерство народного просвещения», 1882, июнь, стр. 164—65.
8 Н. И. Макаров, Еще кое-что о черчении. (По поводу статьи В. Часовникова «Школьное рисование»), журн. «Министерство народного просвеще­ния», 1893, ноябрь, стр. 14.

 § 5. Реальные училища
Наряду с гимназиями по проекту Д. А. Толстого в 1872, г. были открыты реальные училища для детей разночинцев. Курс обучения в них длился 6 лет. Низшие четыре класса должны были давать общее среднее образование; два последних - спе­циальное. Училища имели два отделения: коммерческое и основ­ное. Первое отделение предназначалось для удовлетворения потребностей торговли, второе - промышленности.
При основном отделении мог быть организован VII, допол­нительный класс. Он имел 3 отделения: общее (для подготовки в высшие технические учебные заведения, но не в университет), механико-техническое и химико-техническое.
На черчение в реальных училищах отводилось большое ко­личество часов. Это было связано с требованиями развивавшей­ся промышленности, которая нуждалась в работниках, пони­мавших чертежи.   
После ряда изменений в 1873 г. было окончательно установ­лено определенное количество учебных часов по черчению.

Количество учебных часов по черчению и начертательной геометрии в VII, дополнительном классе механико-технического отделения реального училища
Учебный предмет
Число уроков в неделю по классам
Всего часов за время обучения
общеобразовательный
Специи-
бальный
VII, дополни-тельный
1
2
3
4
5
6
Геометрическое черчение
-
-
-
2
5
-
-
240
Начертательная геометрия
-
-
-
-
-
2
-
60
Черчение задач начертательной геометрии
-
-
-
-
-
3
-
140
Составление исполнительных чертежей машин
-
-
-
-
-
-
8
380
Итого:
820
Продолжительность урока по черчению была полтора часа; по начертательной геометрии — один час.
На коммерческом отделении реальных училищ обучали толь­ко геометрическому черчению во II и III классах, 2 урока в каж­дом, т. е. на геометрическое черчение отводилось 190 часов.
Обучение черчению начиналось на основном отделении с 13—14-летнего возраста (в I класс принимали мальчиков 10— 11 лет).
Черчение в реальных училищах считалось ведущим предме­том наравне со специальными дисциплинами.
 
Как мы знаем, в гимназиях черчение считалось предметом дополнительным к рисованию и предшествовало ему. В реаль­ных училищах пришли к иному, более правильному выводу: ри­сование должно предшествовать черчению, служить его основой. Министерство народного просвещения подчеркивало:
«Рисование идет через все классы. В свою очередь оно долж­но служить пособием черчению. Нельзя успевать в черчении, не выучившись рисованию».
Однако, освободившись от подсобной роли в рисовании, гео­метрическое черчение не стало самостоятельной учебной дисцип­линой. Черчение по-прежнему осталось прикладным предметом, включавшим решение геометрических задач на построение. Геометрическое черчение преподавал не учитель искусств, а учитель математики.
Прогрессивные преподаватели того времени возражали про­тив служебной роли, которую министерство народного просве­щения отводило геометрическому черчению. «Курс черчения должен иметь самостоятельный характер,- писал Маккавеев, автор ряда учебных пособий по черчению, — и не может быть, рассматриваем как повторение некоторых отделов геометрии»1.

1 А. Маккавеев, Постановка курса черчения в общеобразовательных Учебных .Заведениях, журн. «Министерство народного просвещения», 1889, май, стр. 10.

Начертательная геометрия также изучалась как один из разделов курса математики. Большая часть программы была от­ведена изучению проекций точек, прямых линий и плоскостей, задаваемых исключительно следами. Даже при проектировании геометрических тел последние рассматривались не как сплош­ные тела, а в виде проволочных каркасов, состоящих из ребер и вершин, т. е. прямых и точек.
В программе были указаны конкретные задачи, которые уча­щиеся должны были оформлять чертежами. Объектами изобра­жений служили те же точки, прямые линии, плоскости. При ре­шении задач учащиеся должны были применять способы - начертательной геометрии. По программе рассматривалось проекти­рование только на две плоскости. Учеников не знакомили с про­фильной проекцией даже при проектировании тел.
Профильная плоскость проекций появилась при решении за­дач как «вспомогательная»; ее совмещали с горизонтальной плоскостью проекций.
Общее направление программы было отвлеченное. Последние темы прикладного характера (построение винтовой линии, пла­на, фасада и разрезов зданий и др.) были столь ничтожны по объему, что не могли изменить основного направления обучения.
В первый год организации реальных училищ министерство народного просвещения рекомендовало в качестве учебного руководства по теории курс И. И. Сомова1, а задачи преподавате­ли брали из «Атласа чертежей» Н. М. Гурнера 2.
В 1874 г. был рекомендован учебник М. П. Мамышева3. Ес­ли руководство Сомова было значительно обширнее того, что требовалось по программе реальных училищ, то содержание учебника Мамышева вполне отвечало программе, а последова­тельность изложения являлась ее копией, за исключением главы о перспективе, которая отсутствовала.
Позже вышли и другие руководства по начертательной гео­метрии 4.
Во время занятий учитель объяснял теорию и задачи начер­тательной геометрии, доказывал теоремы. На уроках черчения, отведенных по плану специально для вычерчивания задач курса начертательной геометрии, ученики графически оформляли эти задачи. На вычерчивание в классе одной задачи в среднем от­водилось 4,5 часа.
При изучении теории в большинстве училищ широко поль­зовались демонстрационными моделями. По свидетельству со­временников, «коллекции наглядных пособий были доведены до замечательного совершенства»5.
Так, коллекция, составленная проф. Жюльен А., давала воз­можность собрать 30 различных моделей для демонстрации тео­рем начертательной геометрии. Материалом служили 32 карто­на, 112 металлических (медных и железных) проволок, красные и черные нити. На фигуре 12 изображена одна из моделей этой коллекции8. Модель демонстрировала определение истинной ве­личины угла между двумя пересекающимися прямыми линиями.
Были очень распространены каркасные модели геометричес­ких тел.
Большую пользу в ознакомлении преподавателей с различ­ными моделями оказывал педагогический музей военно-учебных заведений. Здесь были сосредоточены наглядные учебные пособия по различным учебным дисциплинам, в том числе и по начертатель­ной геометрии.
1 См.: И. И. Сомов, Начертательная геометрия, Спб., 1862.
2 Inles de la Gournrrie «Traite de Geometrie descriptive». Premiere partie, Paris, 1860 an. Texte et Atlas.                                   
3 См.: М. П. Мамышев, Начала начертательной геометрии, Спб., 1874.
4 См.: Н. П. Нечаев, Курс черчения геометрического, проекционного, перспективного, М., 1874; М. П. Мамышев, Начала начертательной гео­метрии, изд. 2, Спб., 1875; В. Ф. Недашковский, Руководство начерта­тельной геометрии, Николаев, 1876; В. А. Немолодышев, Руководство на­чертательной геометрии, М., 1881; К. Брио и К. Вокан, Начала начерта­тельной геометрии, Киев, 1881; А. Н. Пальшау, Начала начертательной гео­метрии, теории теней и линейной перспективы, изд. 2, Харьков, 1882; Г. Марков. Элементы начертательной геометрии, М., 1883; А. Фролов, Элементы начертательной геометрии, Спб., 1884, и др.
5 В. Ф. Недашковский, Руководство начертательной геометрии, Николаев, 1876. Предисловие.
6 A. Iullien «Collection de reliaves a pieces nobiles». Paris, 1873 an.  Титульный лист.

Но, несмотря на нали­чие демонстрационных мо­делей, курс начертательной геометрии был тру­ден и мало интересен, а так как проведение заня­тий по начертательной геометрии основывалось на механическом перечер­чивании, то обучение мало развивало    способность пространственного вооб­ражения. Причина та, что все внимание было сосредоточено   на   технике оформления чертежей.
В некоторых курсах начертательной геометрии (Пальшау, Нечаева, Фро­лова) подчеркивалась необходимость самостоятельной работы над решением задач, но фактически это не осуществлялось.


Фиг. 12. Модель по начертательной геометрии

В VII, дополнительном классе механико-технического отде­ления проходили курс, именуемый «Составление исполнительных чертежей машин». На этом курсе по выбору преподавателя изу­чались чертежи следующих объектов: шкив, зубчатое колесо, эксцентрик, кривошип, шатун, коромысло, подшипник, подпят­ник, вал, муфта, сальник, кран, параллелограмм Уатта, детали насосного поршня, детали соединений труб, детали центробежно­го насоса и т. д. Съемок с натуры при этом не делали.
Методика обучения была следующей. Преподаватель объяснял чертеж, демонстрировал натуру и предлагал ученикам сопо­ставить чертежи с реальными предметами. После чтения черте­жа ученики выполняли (копировали), чертежи отдельных дета­лей, копировали сборочный чертеж и затем его деталировали.
Такое обучение черчению не давало положительных резуль­татов. «Многие ученики поступали в высшие учебные заведения без навыка понимания чертежей, - писал Маккавеев, - но с большой охотою копировать оригиналы и составлять чертежи по данным образцам» 1.

1 А. Маккавеев, Постановка курса черчения в общеобразовательных учебных заведениях, журн. «Министерство народного просвещения», 1889, май, стр. 6.

За время обучения черчению реалисты добивались хорошей техники вычерчивания, но не приобретали умения понимать чер­тежи, т. е. не достигали самого главного.  
Оценивая общую деятельность реальных училищ, современ­ники считали, что эти училища «не могут удовлетворить назначе­нию общеобразовательных заведений», «оказались школами весьма низкой пробы».
В 1888 г. был введен новый устав реальных училищ. Он при­числил эти - школы к средним общеобразовательным учебным заведениям без какого-либо технического уклона. Технические отделения, как не принесшие пользы для промышленности, были упразднены. Черчение из основной дисциплины перешло во вто­ростепенную.
Курс черчения объемом 260 часов состоял из трех разделов:
1) Техническое черчение, т. е. обучение технике вычерчива­ния — 60 часов;
2) Геометрическое черчение—140 часов;
3) Проекционное черчение—60 часов.
Занятия проводились один раз в неделю в продолжение 2—3 часов. Курс вел преподаватель математики.
По программе технике вычерчивания начинали обучать в III классе. Учащиеся знакомились с чертежными инструментами, с их пользованием, упражнялись в вычерчиваний прямых линий различной толщины; вычерчивали окружность, при этом не толь­ко одинаковой толщины на всем ее протяжении, но и с постепен­ным утолщением. Кроме того, они вычерчивали правильные мно­гоугольники, всевозможные паркеты, а также овалы, сопряже­ния, розетки и несложные орнаменты. Чертежи выполняли ис­ключительно в туши, с раскраской акварельными красками.
Геометрическое черчение изучали в IV и V классах. Оно сво­дилось к выполнению задач на построение, относившихся к кур­су, геометрии соответствующего класса. Кроме того, в VI классе на уроках геометрии вычерчивали лекальные кривые. Методу проектирования учащихся обучали в VII, дополнительном клас­се основного отделения.
Программа по начертательной геометрии была изменена, и курс переименован в «Проекционное черчение». В этой програм­ме сохранились первые отвлеченные темы о точках, прямых ли­ниях и плоскостях. Новое: построение проекций геометрических фигур и тел на три плоскости, изучение в элементарной форме сечений тел плоскостями и взаимного пересечения поверхностей геометрических тел. По этой программе учащиеся должны были выполнять с натуры чертежи таких объектов, как, столярные и плотничьи врубки, гимнастические приборы, классная мебель и т. п.
Таким образом, некоторые недочеты прежней программы по черчению были исправлены.
Наряду с этим из программы были исключены: вычерчивание винта, вычерчивание элементов строительного черчения и пер­спектива.
Методика проведения занятий сохранилась прежняя: объяс­нение преподавателем теории и задач с последующим графиче­ским оформлением их учащимися. Но уже не выделялись специальные часы для вычерчивания работ в классе. Выполнение про­екционных чертежей отнесли к домашней работе.
В связи с утверждением новой программы - появились и но­вые учебники1.
Результаты преподавания черчения по этим программам бы­ли обсуждены на 2-м съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, прошедшему в Москве в 1895/96 учебном году. 
Участники съезда признали программу III класса (обучение технике вычерчивания) «тщательно разработанною и способною развить технический навык путем целого ряда упражнений, от­носящихся к отчетливому проведению линий, искусному вычер­чиванию их сопряжений, изящной отделки паркетов, розеток и несложных плоских орнаментов»2. Подчеркивалось, что «это единственный отдел из всего курса, в котором действительно возможно научиться чертить»3.
О геометрическом черчении было сказано: «В виду сухости, однообразия и крайней утомительности предлагаемого материа­ла высказывается довольно единодушное желание уничтожить чисто математический характер преподавания и освободить чер­чение от роли служебного предмета к геометрии»4.
Программа проекционного черчения была признана «весьма трудной» 5.
Было установлено, что в большинстве училищ не успевали прорабатывать последний пункт программы - съемку с натуры. В этом сказывалась недооценка практического значения курса черчения.
Выставка ученических работ, представленных на 2-м съезде, отразила увлечение чисто внешней, технической стороной черче­ния. Все внимание при обучении сосредоточивалось на тщательном и чрезмерно скрупулезном оформлении учащимися черте­жей, на аккуратном копировании, а не на понимании вычерчива­емого.

1 См.: И; И. Петров, Проекционное черчение. Текст и Атлас, Киев, 1892; Ф. О. Коваржик. Проекционное черчение («Начертательная геомет­рия»), Полтава, 1892; Г. 3. Рябков, Курс проекционного черчения, Одес­са, 1897; А. Ф. Маккавеев, Проекционное черчение с натуры, Спб., 1898, и др.
2 «Труды 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональ­ному образованию в России. 1895/1896 уч. год». Секция XI «Графические искусства», М., 1898, стр. 105.
3 Там  же.
4 Там  ж е.
8 Там же, стр. 106.

Критическую оценку выставке дал А. Маккавеев. «Для на­чертания одной растянутой эпициклоиды понадобилось провести 144 окружности. Для начертания эллипса, имевшего оси в 2 и 21/2 вершка, определить 64 точки» 1. «Какая цель для начерта­ния кривой определять 64 точки и проводить более сотни дуг, когда она может быть вычерчена вполне правильно (с графи­ческой точностью) по 16 точкам?»2.
Переходя к оценке обучения проекционному черчению, Мак­кавеев писал: «Чертежи на уроках проекционного черчения пред­ставляют копировку или подражание чертежам, которые прила­гаются к объяснительному тексту курса начертательной геомет­рии»3. «Преподаватели стараются развить в учениках технику вычерчивания и мало обращают внимания на приобретения на­выка читать и понимать чертежи»4.
Графическая грамотность заключалась в том, чтобы «бойко и красиво проводить линейные отрезки и накладывать на бума­гу цветные пятна»5.
Маккавеев правильно считал, что основная цель преподава­ния черчения должна заключаться в, том, чтобы научить состав­лять и понимать чертежи. Так же думали и прогрессивные пред­ставители на съезде. Важные методические соображения выска­зал крупный специалист по черчению проф. Н. И. Макаров. Он предлагал начинать курс проекционного черчения не с метода ортогонального проектирования, а с косоугольного, как наиболее наглядного, а потому и наиболее понятного 6.

В 1895 г. содержание обучения черчению в реальных училищах было вновь пересмотрено.
Раздел обучения технике вычерчивания сохранился без изменения. Геометрическое черчение было отнесено к преподаванию геометрии в IV и V классах. Время на его изучение было умень­шено до 60 часов. В VI классе было исключено вычерчива­ние лекальных кривых, поэтому преподавателям приходилось объяснять вычерчивание конических сечений при изучении проекционного черчения. Последнее было сохранено без изме­нений.

1 А. Маккавеев, Графическая грамотность в наших школах (впечат­ления с выставки ученических работ на 2-м съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1895/96 уч. год). М., 1896, стр. 10—11.
2 Т а м ж е.
3 Т а м же, стр. 11.
4 А. Маккавеев, Постановка курса черчения в общеобразовательных учебных заведениях, журн. «Министерство народного просвещения», 1889, май, стр. 1.
6 А. Маккавеев. Графическая грамотность в наших школах (впечат­ления с выставки...), М., 1896, стр. 3.    
6 См.: Н. И. Макаров, Заметки о преподавании черчения вообще, журн. «Министерство народного просвещения», 1892, июнь, стр. 65.

В методику преподавания каких-либо принципиальных изме­нений внесено не было.
В 1899 г. Московский учебный округ провел анкету среди профессоров Московского университета и Московского высшего технического училища, с тем, чтобы выяснить недочеты в знани­ях выпускников гимназий и реальных училищ. В сводке отчетов по проведенной анкете было указано: «К числу недочетов сред­него образования должно отнести отмечаемое, как нередкое, не­вежество в области графических искусств, неумение сделать са­мый элементарный рисунок, схематическое изображение и вме­сте с тем отсутствие правильного представления о величинах и различных необходимых мерах» 1.
Проф. Н. Е. Жуковский писал так: «В реальных училищах и гимназиях обыкновенно дают предпочтение вычислению пе­ред построением, вследствие чего получаются лица, плохо пони­мающие чертежи»2.
Эти отзывы характеризовали главные пороки средней школы в области привития элементарной графической грамотности.

В 1906 г. преподавание проекционного черчения было от­менено. Вместо него ввели аналитическую геометрию. С этого времени в курсе реальных училищ сохранилось обучение техни­ке вычерчивания в III классе при двухчасовых занятиях в неделю (60 часов) и геометрическое черчение, отнесенное к урокам геометрии, в IV классе при одном часе в неделю (30 часов).
Такое ограничение курса было встречено педагогической об­щественностью с большим неодобрением, что нашло свое отра­жение, в частности, в высказываниях участников состоявшегося в 1910 г. съезда преподавателей графических искусств и реме­сел Виленското учебного округа. Резкая критика недочетов про­граммы была дана в докладе преподавателя Виленского учи­тельского института С. Н. Южанина. В результате обсуждений было признано желательным «исключить из программы ... механические упражнения, заменив их выполнением проекциояных чертежей, соответствующих возрасту и развитию учащихся»1, т. е. дать элементарные понятия о проектировании геометричес­ких тел и несложных объектов.


1 Н. А. Желваков, Хрестоматия по истории педагогики, т. IV. «Исто­рия русской педагогики с древних времен до Великой Октябрьской револю­ции», ч. II, М.. 1938, стр.
2 Там же, стр. 257.

Однако министерство просвещения не прислушалось к спра­ведливей критике. Содержание обучения черчению так и оста­лось без изменения до 1918 г.                          .

§ 6. Коммерческие училища
В первом Демидовском коммерческом училище, открытом в 1772 г. при Московском воспитательном доме и преобразован­ном в 1780 г. после его перевода в Петроград в Санкт-Петер­бургское коммерческое училище, черчения не изучали.
В учебные планы коммерческих училищ, открывавшихся на протяжении XIX века, черчения не включали, так как считали, что оно не имеет значения для коммерческого образования.
Директор Московского Александровского коммерческого учи­лища, рисуя перспективу постановки учебного дела, говорил: «По черчению невозможно назначить особого времени. Предлагает­ся возложить на преподавателя - геометрии ознакомление уче­ников употреблением линейки, циркуля, масштаба и транспор­тира».
В действительности большинство училищ знакомило учащих­ся с техникой вычерчивания. Так было и в Московском Алек­сандровском училище, которое, в конце концов, нашло целесооб­разным отвести на черчение определенные часы.
В 1901 г. в Санкт-Петербурге на съезде директоров и пред­ставителей советов коммерческих училищ обсуждался вопрос об обучении черчению в училищах. Совещание пришло к выводу, что окончившие училища должны не только иметь навык в тех­нике вычерчивания, но и уметь снимать с натуры и читать не­сложные чертежи.             
В 1914 г. была утверждена - программа обучения. Черчению обучали в III и IV классах (по одному часу в неделю), когда учащимся было 12-13 лет. В III классе учащихся знакомили с чертежными инструментами, с геометрическими построениями. Учащиеся вычерчивали орнаменты с применением сопряжений прямых линий и окружностей, а также чертежи геометрических тел с натуры. В IV классе выполнялась съемка чертежей с на­туры—мебели, аппаратов, несложных предметов - и проводи­лось ознакомление со способом косоугольного проектирования этих предметов.

1 «Труды съезда преподавателей графических, искусств и ремесел Виленского учебного округа. 21 - 25 апреля 1910 г.», Вильна, 1911, стр. 15.

На уроках рисования в IV классе учащиеся знакомились с основными правилами перспективы. Имелись и учебные руко­водства .
Министерство торговли и промышленности, в ведении ко­торого находились училища, не стесняло инициативы препо­давателей и дозволяло училищам, при их желании, увеличи­вать объем изучаемого материала по ортогональному проек­тированию, переносить проекционное черчение в старший класс.                                      
Изучение проекционного черчения связывали с рисованием и по возможности с лепкой. Так, объект рекомендовалось одно­временно изображать в рисунке, в ортогональной проекции и в косоугольной фронтальной проекции. А если представлялась возможность, - то объект лепили из пластилина. Несомненно, это был ценный методический прием обучения, помогавший усвое­нию основ ортогонального проектирования и развитию простран­ственных представлений учащихся.
Помимо объяснений нового материала преподавателем (с одновременным вычерчиванием и демонстрированием моделей), в училищах широко практиковались фронтальные графические упражнения - для усвоения нового учебного материала, а также индивидуальные графические упражнения — для выработки уме­ний и навыков.
По отзывам районных инспекторов, такое обучение черчению принесло положительные результаты.
Однако только по коммерческим училищам нельзя судить о постановке графического образования в дореволюционной Рос­сии. В реальных училищах, призванных играть ведущую роль в обучении черчению в связи с требованиями развивающей­ся промышленности, оно сводилось, как уже отмечалось, толь­ко к технике оформления, чертежей без понимания их сущности.
Проблема правильной постановки обучения черчению мало волновала министерство народного просвещения. Министерст­во оставалось глухим к выступлениям знающих и преданных школе людей, к решениям съездов, к статьям, появлявшимся в печати.
Вплотную взяться за разрешение этой проблемы пришлось советской школе. О большой работе по определению роли и ме­ста курса черчения в системе школьных предметов, в развитии и совершенствовании методики его преподавания будет расска­зано в последующих главах.

1 См.: М. А. Нетыкса, Прикладное геометрическое черчение; И. Дитцель. Руководство технического черчения, ч. I. «Элементы проекционного черчения», •М.,-1912; М. Клейбер, Курс проекционного черчения, М., 1912.

Основы методики обучения черчению. Под редакцией А. Д. Ботвинникова. Издательство «Просвещение» Москва – 1966.














Комментариев нет:

Отправить комментарий