среда, 22 декабря 2010 г.

Использование КОМПАС-3D на уроках черчения в 8 -11 классах

Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики
ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»




Кафедра истории




КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование  КОМПАС-3D на уроках черчения в 8 -11 классах





Выполнил:
Захаров Валерий
Яковлевич
учитель изобразительного искусства
и черчения
МОУ «Лицей №18»
г. Новочебоксарск

Руководитель:
Смирнова 
Наталья Борисовна
кандидат педагогических наук,
доцент






г. Чебоксары – 2010


Содержание
Введение …………………………………………………………………………………….....3
Глава I.  Использование Компас-3D на уроках черчения в графическом о
бразовании школьников
1.1. Цели и задачи в графическом образовании……………………………………………..5
1.2. Изучение начертательной геометрии в старших классах……………………………....6
1.3.  Основное содержание курса …………………………………………………………....8
1.4.  Основное требования к знаниям и умениям учащихся……………………………....10 
Глава II.  Технология выполнения плана-конспекта  к урокам черчения
с помощью КОМПАС-3D.
2.1.  Основные требования к урокам черчения…………………………………………….13
2.2  План учебного занятия    ………………………………………………………………15
2.3. Последовательность выполнение задания на Компасе-3D LT V10………………......21
2.4. Домашняя работа учащихся……………………………………………………………...33
Заключения………………………………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………………………………………………………….42
Приложения……………………………………………………………………………………….43










    1. Введение.
Важнейшим условием информатизации общества, подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного общества является информатизация образования. Без прочного фундамента, заложенного в сфере образования, никакие, даже самые выдающиеся научные открытия, не сделают наше общество действительно информационным.
Знакомство с новыми информационными технологиями поражает диапазоном своих возможностей, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.
Мировой и отечественный опыт показывает, что использование компьютера в изучении других предметов дает большой положительный эффект. В настоящее время стираются границы между отдельными дисциплинами, все шире внедряется в обучение школьников междисциплинарный подход. Современное состояние дел в этом направлении – активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные перед школой задачи.
Использование компьютеров, в том числе персональных, привело к появлению специальных пакетов прикладных программ для автоматизации проектно-конструкторских работ. В настоящее время трудно представить себе предприятие, на которых не были бы установлены компьютеры и САПР (системы автоматического проектирования). Как показывает практика, переход к массовому применению компьютерных технологий приводит к резкому уменьшению временных, материальных и человеческих ресурсов.
Навыки и умения использования компьютерной графики необходимо закладывать в школе на уроках черчения.
Для выполнения чертежных работ применяется специальная программа Компас 3D. Система автоматизированного проектирования Компас 3D  – это не просто графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в машиностроении и различных графических работ в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер чертежей, графиков, различных схем и подобных изображений. В последнее время Компас 3D получил широкое распространение, что само по себе говорит о его удобстве, массе возможностей и перспективах дальнейшего развития.
Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения чередуется с работой на бумаге: когда учитель дает основные базовые сведения, тонкости учебного материала (лекции). После усвоения теории ученики переходят к машинам. Интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой.
Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников лицея достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т. д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных, персональными ЭВМ становится обязательной частью современного общества. Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места.
Наши выпускники с оптимизмом смотрят в будущее, настроены на продолжение учебы в ВУЗах и на работу в наиболее сложных и престижных областях производства, политики, управления.
Использование компьютера и формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными программами на уровне пользователя является важной задачей образования.
Компьютерные технологии помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически школьных предметов. Поэтому важной задачей перед преподавателем является выбор наиболее совершенных компьютерных программ, которые можно использовать в процессе обучения.
Компьютерные технологии позволяют по-новому реализовать межпредметные связи в преподавании математики, информатики, черчения.
Простой и наглядный интерфейс позволяет с первых же уроков освоить систему и сосредоточиться на практической работе. Все запросы системы выдаются в удобной форме и сопровождаются подробными комментариями. Чертежи, выполненные на компьютере, отличает высокая точность, быстрота, аккуратность, возможность многократного воспроизведения изображений и их вариантов, получение твердой копии чертежа. По оценке специалистов ход работы ускоряется в 5-6 раз.
При использовании компьютера на уроках черчения, у учащихся повышается интерес к предмету, познавательная активность.
Инженерная графика является одной из базовых дисциплин в инженерной подготовке учащихся. Преподавание ее в большинстве вузов ведется на ос­нове традиционных методов и программ, основанных на применении ка­рандаша и линейки, тогда как практика проектирования на предприятиях и в фирмах полностью ориентирована на компьютерные методы построения чертежа. Поэтому внедрение новых методов обучения инженерной графике, основанных на применении компьютерных технологий, является актуальной задачей.
Графическое образо­вание школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, вла­деющих совокупностью знаний о графических методах, спо­собах, средствах, правилах отображения, сохранения, пере­дачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и об­щественных сферах жизни общества; владеющих совокуп­ностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для актив­ного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.).


Глава I.  Использование Компас-3D на уроках черчения в графическом образовании школьников
1.1. Цели и задачи в графическом образовании
Цель графического образования конкретизируется в ос­новных задачах:
• в формировании представлений о графических средст­вах (языковых, неязыковых, ручных, компьютерных) отоб­ражения, создания, хранения, передачи и обработки инфор­мации;
• в изучении и овладении методами, способами, средст­вами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;
•  в развитии пространственного воображения и прост­ранственных представлений (статических, динамических), образного, пространственного, логического, абстрактного мышления;
•  в формировании умений применять геометро-графиче­ские знания и умения в новых ситуациях для решения раз­личных прикладных задач;
• в обучении чтению и выполнении чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков, схем изделий различного назначения;
•   в ознакомлении с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;
•    в формировании и развитии эстетического вкуса;
•    в овладении компьютерными технологиями для полу­чения графических изображений;
• в обучении самостоятельной работе со справочными материалами.
Черчение сегодня — предмет, наделенный множеством функций, основными из которых являются:
коммуникативная направленность предмета, требую­щая введения нового материала, систематизирующего пред­ставления школьников о различных графических системах представления информации;
культурологическая направленность предмета, обеспе­чивающая формирование представлений о графическом языке как синтетическом языке, имеющем различные сис­темы отображения информации (изобразительную, знако­вую) о трехмерных объектах, его зарождении, развитии и месте среди других языков, созданных мировой культурой;
•  лингвистическая направленность, требующая введе­ния новых знаний о структурных единицах графического языка, об отображаемой, неотображаемой и условно отобра­жаемой информации на чертежах;
•  проблемно-ориентированная  направленность,  позволя­ющая  ознакомить  школьников   с элементами проектирова­ния, конструирования, моделирования;
профессионально ориентированная направленность курса, раскрывающая применение графических знаний в науке, технике, производстве, дизайне, архитектуре, эконо­мике и других областях деятельности, а также показывающая значение графических знаний и умений в информаци­онном мире;
•   информационная направленность,  обеспечивающая  знакомство с  компьютерной  графикой, а также расширяю­щая представления школьников о способах (ручном, ком­пьютерном) отображения, хранения и передачи графичес­кой информации;
•  развивающая направленность, заключающаяся в об­щем развитии личности, мыслительных процессов, творче­ского начала.

1.2. Изучение начертательной геометрии в старших классах
Трудно указать такой вид человеческой деятельности, где, решая ту или иную техническую или нетехническую задачу, не приходилось бы прибегать к помощи изображений машин и механизмов, планов строений и т.п.
К. Маркс указывал, что всякий процесс труда человека заканчивается результатом, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове".
Сколь широка и многогранна деятельность человека, столь и различны требования, предъявляемые к форме и содержанию изображений. Одни из них должны производить на глаз человека такое же впечатление, какое производит и сам изображаемый предмет, иначе говоря, изображение должно обладать достаточной наглядностью. В другом случае изображение должно быть, в первую очередь, геометрически равноценно оригиналу, оно должно давать полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета. Этому требованию должен отвечать, например, всякий машиностроительный чертёж.
Наконец, к изображению могут быть предъявлены оба указанных условия одновременно - наглядность изображения должна сочетаться с геометрической равноценностью оригиналу.
Изображения различных предметов и объектов не являются самоцелью, они дают возможность решать инженеру по ним различные технические задачи.
Однако не всякое изображение может быть использовано для решения технических задач. Для этого оно, в первую очередь, должно быть геометрически равноценно изображаемому объекту, то есть, построено по определённому геометрическому закону. Вопросами исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения пространственных геометрических задач при помощи изображений занимается одна из ветвей геометрии – начертательная геометрия.
Начертательная геометрия относится к числу математических наук. Для неё характерна та общность методов, которая свойственна каждой математической науке. Методы начертательной геометрии находят самое широкое применение в объектах изучения самой различной природы: в механике, архитектуре и строительстве, химии, геодезии, геологии, кристаллографии и т.д.
Но наибольшее значение и применение методы начертательной геометрии нашли в различных областях техники при составлении различного вида технических чертежей: машиностроительных, строительных, различного рода карт и т. д. Начертательная геометрия, таким образом, является звеном, соединяющим математические науки с техническими.
Начертательная геометрия входит в группу общетехнических дисциплин, составляющих основу всякого инженерного образования. Она учит грамотно владеть выразительным техническим языком - языком чертежа, умению составлять и свободно читать чертежи, решать при помощи чертежей различные инженерно-технические задачи.
Кроме того, изучение начертательной геометрии способствует развитию у учащихся  пространственных представлений и пространственного воображения - качеств, характеризующих высокий уровень инженерного мышления и необходимых для решения прикладных задач.
В процессе изучения начертательной геометрии достигаются и другие цели, расширяется общенаучный кругозор учащихся, развиваются навыки логического мышления, внимательность, наблюдательность, аккуратность и другие качества, развитие которых является одной из задач обучения и воспитания в технической школе.
Предметом начертательной геометрии (в узком смысле) является изучение теории построения плоских моделей пространств и теории и практики решения пространственных задач на таких плоских моделях.

    Задачи и цели

Отсюда вытекают основные задачи:
·       изучение и разработка методов построения изображений, отвечающих задан­ным требованиям;
·       изучение инвариантных геометрических свойств плоских изображений;
·       разработка методов решения пространственных геометрических задач на плос­ких изображениях;
·       разработка условий, обеспечивающих обратимость чертежа и качественное изготовление изделия с учетом новых технологий.

1.3.  Основное содержание курса
Программа «Компьютерное черчение» (с использованием си­стемы Компас 3D) является курсом, предназначенным для учащихся 10-11 классов. Ее содержание соответствует профильному уровню графичес­кой подготовки школьников и представляет собой интегра­цию основ графического языка, изучаемого в объеме об­разовательного минимума (стандарта), и элементов компью­терной графики, осваиваемых на уровне пользователя оте­чественной образовательной системы трехмерного проекти­рования Компас 3D.
Содержание курса предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, мето­дов и правил графического изображения информации об из­делиях; выполнение графической документации.
Программа предполагает освоение системы Компас 3D, применяемой при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации. В процессе обучения ис­пользование различных версий системы Компас 3D зависит от наличия соответствующих аппаратных средств.
Целью обучения черчению с элементами компьютерной графики является приобщение школьников к графической культуре — совокупности достижений человечества в обла­сти освоения машинных способов передачи гра­фической информации. Цель обучения конкретизируется в следующих основных задачах:
•   в изучении графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью раз­личных графических методов, способов и правил отображе­ния ее на плоскости, а также приемов считывания;
•   в изучении способов создания трехмерных моделей де­талей и сборочных единиц машинными методами;
•   в формировании  умений  выполнять  чертежи  ручным и машинным способами, в усвоении правил чтения чертежей;
•   в  развитии  логического и  пространственного мышле­ния, статических, динамических пространственных пред­ставлений;
•  в развитии  творческого  мышления и  в формировании элементарных конструкторских умений преобразовывать форму предметов в соответствии с предъявляемыми требо­ваниями.
Структура курса «Компьютерное черчение» позволяет:
- система­тизировать представления о форме предметов, выработать умения анализировать форму, графически отображать ее методами проецирования и читать различные изображения, освоить ручные и машинные способы построения виртуаль­ных моделей и чертежей деталей (построение простейших геометрических объектов, используемых для выполнения проекций и их редактирования;
- создание изображений объ­емных тел; изменение их положения относительно наблю­дателя;
- получение «проекционной заготовки» чертежа.
Предусматривает формирование понятия «изделие», развитие умений анали­зировать форму изделий (деталей), выполнять и читать не­сложные рабочие чертежи, содержащие виды, разрезы, се­чения, а также изучение возможностей системы Компас 3D  по созданию моделей деталей, чертежей деталей, по выполнению технической документации на несложные из­делия (детали).
Программа направлена на изучение сборочных единиц, формирование умений читать, выполнять и деталировать чертежи. Осваиваются возмож­ности Компас 3D (в том числе и демонстрационных версий) по созданию сборочных единиц с использованием файлов деталей стандартных элементов, а также особенно­сти оформления конструкторской документации машинным способом.
Курс для учащихся 10—11 классов рассчитан на 68 часов (по 1 ч в неделю;  34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.) По согласованию с администрацией школы возможно увеличение продолжи­тельности изучения курса за счет школьного и региональ­ного компонентов.
Итогом курса является сдача папок с графическими работами. Все работы сдаются на формате А4, вертикальном положении.  После сдачи всех работ, каждый ученик получит зачет по данному курсу.

1.4.  Основное требования к знаниям и умениям учащихся 
 Требования к знаниям и умениям школьников 11 кл.
Учащиеся должны иметь представления:
• об использовании компьютеров и множительной аппа­ратуры в создании и изготовлении конструкторской доку­ментации;
• о способах передачи движения.
Учащиеся должны знать:
основы метода параллельного проецирования;
• способы построения в системе прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической и прямоугольной диметрической проекций и технических рисунков;
• изображения на чертеже (основные и дополнительные виды, разрезы, сечения, выносные элементы);
• условности и упрощения на чертежах;
• чертежи различного назначения;
Учащиеся должны уметь:
• использовать геометрические построения при выполне­нии чертежей;
•  наблюдать и анализировать форму предметов (с нату­ры и по графическим-изображениям), выполнять техниче­ский рисунок;
• выполнять чертежи в соответствии с ГОСТами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, раз­резов, сечений и т. д.);
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конст­руирования).
Оценка работ учащихся
За графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности прост­ранственных представлений, пространственного, логическо­го, абстрактного мышления, графической грамотности уча­щихся.
Содержание итоговой аттестации, тестовых заданий и критерии их оценивания по пятибалльной системе разраба­тывает сам учитель.

Требования к знаниям и умениям школьников 10 класса.
Учащиеся должны иметь представления:
о форме предметов и геометрических тел, их положе­нии (ориентации) в пространстве.
о построении лекальных кривых.
•  о методах  начертательной геометрии;
• о стандартизации и стандартах ЕСКД;
• об информационных возможностях чертежа.
Учащиеся должны знать:
 типы графических изображений;
•  метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
•  способы преобразования комплексного чертежа;
• способы построения проекций;
• аксонометрические проекции (изометрическая проек­ция) и технический рисунок;
•  правила оформления чертежа детали ручным и машин­ным способами;
• последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов и средств инженерной компьютер­ной графики.
Учащиеся должны уметь:
•  решать позиционные задачи;
 рационально пользоваться чертежными инструмен­тами;
• выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения на экране дисплея;
• выполнять геометрические построения (деление ок­ружности на равные части, сопряжения) ручным и машин­ным способами;
  выполнять лекальные кривые  ручным способом и машинным способом;
• читать и выполнять проекционные изображения, раз­вертки простых геометрических тел и деталей на чертеж­ной бумаге и дисплее;
• осуществлять преобразования простой геометрической формы, изменять положение (ориентацию) объекта в прост­ранстве, отображать перечисленные преобразования на бу­маге и дисплее;
• по наглядному изображению, выбирать необходимое ко­личество видов (в том числе главное изображение чертежа);
• оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД и требованиями к чертежам, выполненным на ЭВМ;
Требования к знаниям и умениям школьников 9 класса.
Учащиеся должны иметь понятие:
-  о способах изображения соединений деталей;
-  об особенностях выполнения сборочных и строительных  чертежей.
Учащиеся должны уметь:
-  выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах;
-  выполнять чертежи основных соединений деталей;
-  читать и деталировать чертежи изделий, состоящих из 5— 8 деталей;
-  правильно выбирать главное изображение и количество изображений:
-  читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться  государственными  стандартами  (ЕСКД), справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов при помощи средств инженерной компьютер­ной графики.

Требования к знаниям и умениям школьников 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- основы - прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
-  изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
-  анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
-  читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
-  выбирать необходимое количество видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов и средств инженерной компьютер­ной графики.
Итогом учебного года для 8-9 классов является сдача папок с графическими работами. Все работы сдаются на формате А4, вертикальном положении.  

Глава II.  Технология выполнения план-конспкта  к урокам черчения с помощью КОМПАС-3D.
2.2.  Основные требования к урокам черчения
К уроку в наше время предъявляются особо серьезные требования. На уроках, черчения, так же как и любой другой дисциплины, ученик должен получить определенную сумму знаний и навыков. При этом не следует забывать, что повышение качест­ва и эффективности всей работы в школе во многом зависит от методического совершенства и направлен­ности уроков.
В сравнении с другими организационными формами урок яв­ляется основным звеном в цепи всей учебно-воспитательной ра­боты, - так как именно на уроке учащиеся получают стройную си­стему знаний и умений.
Какими качествами должен обладать современный урок?
1. Содержание и форма урока должны составлять единое целое и удовлетворять требованиям современной науки.
2. Образовательные и воспитательные стороны урока должны быть объединены одной целью и, воздействуя на учащихся, спо­собствовать  формированию пространственных; представлений и активизации познавательной деятельности.
3. Урок должен сопровождаться умело и психологически про­думанным применением разнообразных средств наглядности (де­талей, моделей, рисунков, чертежей, учебных таблиц, компьютер,  разные графические программы для выполнения чертежей и др.).
4. Современный урок черчения предполагает формирование рациональных приемов графической деятельности, активность всех учащихся в решении поставленной учителем задачи, в процессе которой они внимательно слушают, думают, чертят, зарисовыва­ют, задают вопросы. На таком уроке видна творческая,  живая работа под руководством учителя.
5. На уроке учитель, должен выявлять наиболее эффективные приемы графической деятельности учащихся, создавать оптималь­ные условия для их формирования.
6. Урок должен проводиться на высоком методическом уровне, выражающемся в умелом отборе дидактического материала и его мастерском применении в упражнениях, в практической работе и в других формах учебной работы.
7. Такой урок предполагает и хорошее знание учителем инди­видуальных способностей учащихся, их интересов и возможно­стей, которые всегда следует учитывать при опросе.
8. На уроке черчения должны применяться различные методы и приемы обучения и воспитания, при этом они должны быть гиб­кими и подвижными, не превращаться в штамп.
Знания учащихся во многом за­висят от подготовки и проведения учителем уроков, прежде всего от правильного их планирования. Улучшение качества знаний уча­щихся самым тесным образом связано с совершенствованием мето­дики проведения уроков и повышением их эффективности.
Один из примеров подготовки к уроку по черчению. Все чертежи и наглядные изображения выполнены на графическом редакторе КОМПАС-3D. Рассказаны и показаны пошаговое выполнения каждого рисунка.. Любой учитель, у которого имеется эта программа, может самостоятельно выполнить любой чертеж, следуя этим указаниям.

























2.2. План учебного занятия
8  класс
Тема: Графическая работа №5
Тип занятия: Урок закрепления усвоенных  знаний
Форма занятия: Объяснение новой темы и практическая работа учащихся.
Оснащение занятия: а) для преподавателя:
Классная доска, мел, плакаты, чертежные инструменты, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация урока по теме: «Построение третьего вида».
б) для учащихся:
Учебник, рабочая тетрадь, формат А4, чертежные инструменты, компьютер с программой Компас- 3D V10.
Место проведения: Кабинет 301
Продолжительность: 45 мин

Учебно-технологическая карта занятия
и ее методическое обоснование
1. Организационный момент
- рапорт дежурного
- организация рабочего места
Цель: мобилизация учащихся на учебно-практическую деятельность.
2. Цели и задачи занятия
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на плоскости, о построении аксонометрических проекций;
- способствовать развитию  учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение производственной деятельности и технической творчестве;
- научить самостоятельно, пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертежей;
- способствовать привитию учащийся культуры труда при выполнении графической документации;
Домашнее задание: Графическую работу выполнить дома на КОМПАСе (по желанию)



Содержание урока.
Тема:  Построение третьего вида.
Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.
На рисунке 1. а. вы видите изображе­ние бруска с вырезом. На чертеже рис. 1. б. даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали.
Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет фор­му параллелепипеда размером  20х70х40 мм.  В  паралле­лепипеде  сделан   вырез   прямоугольной формы,  его  размер 24х24х20 мм.
                                                   Рис. 1. б.


Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с глав­ным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую - на уровне верхнего основания (рис. 2, а).

                                                                                               
                                                                                            Рис. 2.а     

Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим верти­кальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию - проекцию передней грани (рис. 2, б).
Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отло­жим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 24 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 2, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж. Потом проставляем размеры. Заметьте, что нанесение размеров на чертеже с двумя видами или  тремя видами отличаются. Размеры на чертежах надо распределить по всем видам примерно одинаково. Размеры на чертеже не должны повторяться   (рис. 2, г).
                                                                                         Рис. 2.б
                                                                                        Рис. 2. в.
                     Рис. 2. г.

Третью проекцию детали можно построить и другим способом. Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную прямую (постоянную прямую) и приступаем к построению третьей проекции. Для этого вычер­чиваем последовательно третью проекцию каждого из этих частей, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 3). 
                                                                                                    
                        Рис. 3.

Можно использовать третий способ построения видов. Это с помощью циркуля (если будете строить чертеж с чертежными инструментами). На Компасе это с помощью дуг окружности.
Вид слева, помещается на одной высоте с глав­ным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую - на уровне верхнего основания (рис. 4).

                                                                                     Рис. 4.
С помощью дуги окружности вычер­чиваем последовательно третью проекцию каждого из этих частей, пользуясь линиями связи и осями симметрии (если они имеются на чертеже) (рис.5).

                                                                                        Рис. 5.

В данном случае расстояние между видами будет одинаковое. Расстояние можно редактировать после построение третьего вида.
Построим полное изображение вида слева с помощью основных линий (рис. 6.).
 
                                                                                        Рис. 6.


На чертеже удаляем все линии построения и проставляем размеры.
                                                                         Рис. 7.
Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображе­ний предполагает построение только необхо­димого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей.



Практическая работа учащихся по карточкам.
2.3. Последовательность выполнение задания на Компасе-3D LT V10

 В Дерево построения выбираем Плоскость ХY.  На инструментальной панели Вид выбираем инструменты Ориентирование – Изометрия ХYZ. На инструментальной панели Текущее состояние нажимаем на инструмент – Эскиз (рис. 1).


                                                                                   Рис. 1.

На рабочем поле появится изображение -  квадратный рисунок – в центре находится начало координат с осями ХY (рис. 2).
  

                                                                                   Рис. 2.

На инструментальной панели Геометрия выбираем инструмент Непрерывный ввод объектов (рис. 2). На панели свойств - Стиль линии – Основная (рис. 3), а на инструментальной панели Текущее состояние выбираем Установка глобальных привязок – Выравнивание (рис. 4).
 
                                                                              Рис. 3.
                                                                           Рис. 4.


                                                                            Рис. 5.а.

 

                                                                             Рис. 5.б.
  
Фиксируем курсор мыши на начало координат ХY и построим прямоугольник 70х20 мм (рис. 5 а и 5 б).
 



                                                                        Рис. 6.

Далее. На инструментальной панели Редактирование детали выбираем инструмент Операция выдавливание (рис. 6).

На панели свойств Расстояние ставим размер 40. Это ширина детали. Нажимаем на клавишу Enter  и на инструмент Создать объект. Получаем заготовку будущей детали  70х20х40 (рис. 7 и 8).
 
                                                                                 Рис. 7.
                                                            
                                                                         Рис. 8.
  
Убираем обозначение плоскостей проекций. Для этого на панели Меню выбираем ВидСкрытьСистема координат.


                                                                              Рис. 9.

                                                                                Рис. 9.1.

Строим дальше. Удаляем из заготовки вырез с размерами 24х24 мм. Для этого выделяем плоскость заготовки с размерами 70х40 мм. (рис. 10) Нажимаем на инструментальной панели Текущее состояние  на инструмент Эскиз. Выделенная плоскость детали поворачивается в нашу сторону, где можно выполнить редактирование.

                                                                               
                                                                                 Рис. 10.

Выбираем инструмент Непрерывный ввод объектов на инструментальной панели Геометрия. Стиль линии – Основная и начертим этой линией размер выреза 24х24 мм (рис. 11).


                                                                              Рис.11.
На инструментальной панели  Редактирование детали выбираем инструмент Вырезать выдавливанием.
Изображение примет такое изображение, которое показано на рис. 12.





Рис. 12.

На  Панели свойств  выбираем инструменты Через все и Прямое направление (рис. 13). Нажимаем на Создать объект или Ctrl+Enter (рис. 14).



Рис. 13.


Рис. 14.

Таким образом, мы построили деталь. Сохраняем изображение под названием Угольник (рис. 15).



Рис. 15.

Следующий этап – это построение чертежа по наглядному изображению детали. Для этого мы заходим,  Панель Меню,  выбираем ФайлСоздатьЧертежОк. Добавим исходные данные к чертежу.
Сервис Текущий чертеж Линии Стрелки и засечки Стрелки размерных линий зачернять (ставим галочку).
Параметры стрелки Длина стрелки 4 мм.  Надпись Высота 3,5 мм.  
Точности Линейные размеры 0 ОК.
Текст на чертеже 3,5 мм.


Рис. 16.

Рис. 17.

Выбираем на инструментальной панели Ассоциативные виды  инструмент Стандартные виды.  Из файла выделяем нашу деталь УгольникОткрыть.



Рис. 18.

На панели Свойств   выбираем на Схеме видов три основных вида: главный вид, вид слева, вид сверху (рис. 19). На панели Линии выбираем Основную линию, на инструменте Невидимые линии ставим галочку (рис. 20). После этого создадим Объект или Ctrl + Enter (рис. 21).


Рис. 19.


Рис. 20.


Рис. 21.

Наш будущий чертеж примет такой вид.
Для того чтобы могли редактировать виды,  мы должны их разрушить. На Дереве построения поочередно выделяем  обозначение Спереди 1  (Проекционный вид 2Проекционный вид 3), нажимаем правую сторону мышки и выбираем Разрушить видОК. После таких действий мы можем виды переставить с места на место, поворачивать их, редактировать (рис. 22).



Рис. 22.


Таким образом, мы получили три вида детали Угольник (рис. 23).




Рис. 23.
 
После построения чертежа мы должны проставить размеры. Размеры проставляем равномерно на всех видах. На инструментальной панели Размеры (рис. 24) выбираем Линейные размеры (рис. 25) и проставляем размеры.



Рис. 24.

Рис. 25.
На чертеже (рис. 27) напишем масштаб изображения и название детали. На инструментальной панели Обозначения выбираем инструмент Ввод текста (рис. 26).  Выбираем место для надписи и щелкаем левой стороной мышки. Выбираем нужный нам текст.


Рис.26.


Рис. 27. Чертеж детали



2.4. Домашняя работа
Упр. 1. (стр. 87-89). На чертеже детали 111, а не дочерчен вид слева – на нем не показаны изображения полукруглого выреза и прямоугольного отверстия. По заданию учителя перечертите  чертеж и дополните его недостающими линиями. Какие линии (сплошные основные или штриховые) вы используете для этой цели? Проведите недостающие линии также на рисунках 111, б, в, г. (Ответы к заданиям).
111, а.


Рис. 111, б.


111, в.



111, г.

Упр. 2. Перечертите данные на рисунке 112 проекции и постройте профильные проекции деталей.

Рис. 112, а.

Рис. 112, б.

Упр. 3. Перечертите указанные вам рисунки 113 и 114 учителем. Постройте отсутствующие проекции на месте вопросительных знаков. Выполните 3D деталей.



 











Рис. 113. 1.















Рис. 113. 2.





 










Рис. 113.3.



















Рис. 113. 4.



















Рис. 113. 5.














Рис. 113. 6.















Рис. 113. 7.




 











Рис. 113. 8.





 









Рис. 113. 9.



 











 Рис. 114. 1.




 









 Рис.114. 2.













Рис. 114. 3.













Рис. 114. 4.

















Рис. 114. 5.



















Рис. 114. 6.





Заключение

Использование компьютера и формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными программами на уровне пользователя является важной задачей образования.
Компьютерные технологии помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически школьных предметов. Поэтому важной задачей перед преподавателем является выбор наиболее совершенных компьютерных программ, которые можно использовать в процессе обучения.
Компьютерные технологии позволяют по-новому реализовать межпредметные связи в преподавании математики, информатики, черчения.
При использовании компьютера на уроках черчения, у учащихся повышается интерес к предмету, познавательная активность.