Главная страница



Меня зовут Захаров Валерий Яковлевич. Работаю в МБОУ «Лицей №18», в красивом городе Новочебоксарск. Сам город находится на берегу реки Волга.  Работаю учителем изобразительного искусства и ЧЕРЧЕНИЕ. ЧЕРЧЕНИЕ преподаю в 8-х и 9-х классах. В тех школах, где преподают этот предмет, очень нуждаются в раздаточном материале. Поэтому, весь материал я выкладываю в ИНТЕРНЕТ.
Все карточки-задания я выполняю в системе КОМПАС. Это очень удобная программа для выполнения чертежей. В каждой серии по 29 вариантов, одинаковых заданий нет. В конце каждого задания есть образцы выполнения заданий. Есть материалы по темам уроков, готовый для использования, есть и ответы к заданиям.
Начиная 8 класса, постепенно, начинаем изучать систему КОМПАС. Все чертежи, выполненные на КОМПАСе, получаются точнее, красивее – это немаловажный момент. Не  все ученики  умеют грамотно выполнять чертежи, они получаются неаккуратно, некрасиво,  а потом пропадает желание чертить. В системе КОМПАС все наоборот. Ошибки можно быстро исправлять, редактировать, чертежи заново перечерчивать уже не надо.
Если мои разработки помогут кому-нибудь, если кто-то пользуется с ними, если это нужно для учителей или учащихся, то оставляйте свои комментарии к каждой теме.
Мой почтовый ящик:
zaharovvj@ya.ru     или
zaharovvj12@mail.ru
   _________________________________________________________________________


Оценка знаний, и умений учащихся по черчению
(Методика преподавания черчения. В. И. Кузьменко, М. А. Косолапов. Москва. «Просвещение». 1981)
 
Примерные критерии оценки знаний и умений, разработанные доктором педагогических наук А. д. Ботвинвиковым и одобренные комиссией по черчению Ученого методического совета при Министерстве просвещения СССР. Вначале рассмотрим нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5.
Она ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и прав ильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет  по требованию учителя.

Оценка 4.
Она ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условия обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с      небольшой помощью учителя.

 Оценка 3.
 Ее ставят, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает  неполный, несвязно, но выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств     наглядности.            

 Оценка 2.
Ее ставят, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

 При выявлении умения выполнять графические и практические работы предлагаются следующие нормы оценок:

Оценка  5.
Ее ставят, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь. Чертежи читает свободно:
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами:
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

 Оценка 4.
Ее ставят, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большими затруднениями и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
        б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

 Оценка 3.
Ее ставят, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает. Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

 Оценка 2.
Ее ставят, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;    
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

При выполнении графической или практической работы (эти работы контрольные, требуется выполнять в течение урока), нужно придерживаться  к следующим  правилам:
- правильно оформлен формат А4, толщина линий соответствует ГОСТ, грамотно оформлена основная надпись чертежа. Размер и наклон шрифта соответствует ГОСТ;
- виды чертежа расположены в проекционной связи, соблюдены толщины линий. Проведены оси симметрии и центры окружностей (при необходимости). Правильно выполнена компоновка чертежа;
- правильно проставлены выносные, размерные линии и размерные числа, обозначения диаметров окружностей, радиусов и обозначения квадратов (при необходимости);
- правильно построены простые и сложные разрезы, их обозначения и  границы. Нанесена штриховка на чертежах (угол наклона штриховки и расстояние между линиями);

 Наличие подобных норм оценки графических знаний дает учителю возможность с достаточной уверенностью ставить отметки за прочтение или выполнение графической или практической работы по черчению. Однако разработка таких норм - дело чрезвычайно трудное. Здесь всегда надо помнить, что учитель имеет дело не с бездушными вещами, а с живыми детьми, которые не лишены возможности чувствовать справедливость и объективность оценки
знаний. К каждому ученику надо подойти индивидуально. Обязательно требовать от каждого ученика работы над своими ошибками. Для этого есть целая неделя, от урока до урока.
Этот процесс очень важен в учебной работе учителя черчения. Он требует от учителя большого внимания, а главное, достаточно высокой квалификации, чтобы качественно и быстро проверить чертежи учащихся.

06.03.2014